АСПЕКТЫ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

Муаллиф: 
Салыхова Н. И.
Тематика: 
Резюме: 
Мазкур мақола сўз маъносининг когнитив тилшуносликнинг янги йўналишларидан бири бўлмиш прагмалингвистика нуқтаи назардан таҳлил қилиш муаммоларига багишланган. Тилшуносликда антропоцентрик қарашнинг шаклланиши лингвистик татқиқотлар доирасининг кескин кенгайишига олиб келди. Мақолада психолингвистика, этнолингвистика, лингвомаданиятшунослик ва прагмалингвистикада ушбу масалани муҳокама қилиш жараёнида юзага чиқадиган айрим муаммолар таҳлил қилинади.
Resume: 
The pragmalinguistic aspects of the analysis of the lexical meaning ert considered in this article. Much attention is paid to the comparative study of the procedures of analysis in traditional and cognitive linguistics. Anthropocentrist approach to linguistics developed in the 2nd half of the XX th century and now it has become one of the leading trends in Present Day linguistics. Many new trends in linguistics becаme a reality today: sociolinguistics, psycholinguistics, gender linguistics, ethno linguistics, neurolinguistics, cognitive linguistics and others have already worked out their system of terminology and basic principles.

Лингвистика конца XX века и начала XXI века характеризуется возникновением и ростом антропоцентрической парадигмы в лингвистике, которая стала главенствующим направлением в языковедческих исследованиях.

Антропоцентрическая парадигма характери-зуется переключением интересов исследователя с объектов познания на субъект, т.е. анализируется человек в языке, и язык в человеке. Взамен требованию изучать систему и структуру языка выдвигается новое изучение языковой способности, знания о мире, зафиксированном в языке и языковую компетенцию носителя языка. {В. А. Маслова, с.93}

По словам И. А. Бодуэна де Куртене, язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество. {Б. де Куртене, 1963 с.73}

Человек осознается в нем “мерой всех вещей”, т.е. ставится в центр мироздания и в центр языка соответственно. Он становится носителем обще-человеческого и специфически национально–куль-турного кода и коммуникации – фундаментального вида взаимодействия между языками, людьми. Следовательно, философской основой такого подхода становятся антропоцентризм и теория деятельности.

Адабиет: 
  1. Г. В. Колшанский. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. – Москва, Изд. Наука, 1975. 232 с.
  2. М. В. Никитин. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика).- Москва – Высшая школа, 1983. 128 с.
  3. А. А. Ветров. Методологические проблемы современной лингвистики. (Критический анализ основных направлений структурализма). - Москва, Высшая школа, 1973, 96с.